"ANTIK-WAR"

Latvijas Kolekcionāru Forums
Текущее время: 17 ноя 2018 17:42




Часовой пояс: UTC + 2 часа





Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.       [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение  
 Заголовок сообщения: 12.05.18 Рейхсмарине Крейсер "Эмден" лента беск.
СообщениеДобавлено: 11 май 2018 13:56 
 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 май 2013 11:34
Сообщения: 9790
Пункты репутации: 681
ПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионал
Старт - 17 Евро
Шаг - 1 Евро

До - 12.05.18 - 21.00 Рижское время
Лот в Риге, возможна передача на слёте, почтой - 3 Евро.

После вступления в строй "Emden" был приписан к морской станции Северного моря для проведения всесторонних испытаний. Они проходили сначала в Северном море, затем продолжились на Балтике, где крейсер базировался на Киль и Пиллау. В конце января 1926 г. он участвовал в учениях как флагманский корабль командующего морскими силами Северного моря (BSN) коммодора Вильгельма Пренцеля. По завершению курса индивидуальной боевой подготовки "Emden" принимал участие и больших осенних маневрах 1926 года. 19—20 сентября он впервые посетил порт Эмден, где капитан Фёрстер преподнёс в дар городу памятную табличку; как напоминание о знаменитом предшественнике корабля. В начале октября крейсер вернулся на верфь, где были проведены работы с трубами и рангоутом, чтобы избавиться от их сильной вибрации, после чего началась подготовка к заграничному походу.

1-й поход (1926-1928)

После краткой подготовки к кругосветному плаванию 14 ноября 1926 г. "Emden" принял сверх штата 102 кадета и вышел в море из Вильгельмсхафена. Его путь лежал через Испанию, Канарские острова, о. Святой Елены. Крейсер обогнул Африку и посетил бывшие германские владения в Восточной Африке. Новый 1927 год его моряки встретили в океане. Затем корабль посетил порты Голландской Ост-Индии — Сабанг и Паланг. 15 марта 1927 г. "Emden" прибыл к острову Норд Киллинг (Кокосовые острова), к могиле своего предшественника. Состоялась траурная церемония памяти 133 моряков, погибших в бою с крейсером "Sydney". Фёрстер отправил в город Эмден сентиментальную телеграмму: "Мы молча стоим на могиле первого "Эмдена" и вспоминаем о тебе, родной город". Выполнив эту обязанность, крейсер обошел ряд островов Индонезийского архипелага и направился на север. Впереди его ждали Японские и Алеутские острова и Аляска. Далее маршрут "Emden" пролег на юг — он заходил с визитом в Сиэтл, порты Мексики, Эквадора, Перу и Чили, обогнул мыс Горн и направился к Фолклендским островам. Там 8 декабря, в годовщину боя была проведена мемориальная служба по погибшим офицерам и матросам эскадры вице-адмирала Максимилиана фон Шпее. Затем крейсер посетил порты Аргентины, Бразилии (1928 год он встретил на рейде Рио-де-Жанейро), зашел на Гаити, пересек Атлантику, побывал на Азорских островах и в испанском порту Вильягарсия. 14 марта 1928 г, шестимесячная кругосветка закончилась: корабль бросил якорь на рейде Вильгельмсхафена.

Поход "Emden" стал важным политическим успехом Веймарской республики: до него в заграничных походах "показывали флаг" старые крейсера, вроде "Berlin", построенные ещё до Первой мировой войны. В отличии от них, "Emden" был новым кораблём, что значительно подняло престиж Германии, особенно в тех странах, которые сейчас именуют "третьим миром".

Весной на крейсере прошел плановый ремонт, и до декабря он проходил курс боевой подготовки в немецких водах. Произошли серьезные изменения в составе экипажа. 5 июня на должность старшего офицера был назначен корветтен-капитан Вальтер Фабер, а в октябре прибыл новый командир. Вместо Фёрстера, назначенного инспектором боевой подготовки Рейхсмарине, им стал фрегаттен-капитан (с 1 октября 1930 г. — капитан-цур-зее) Лотар фон Арно де ля Перье — выдающийся подводный ас Первой мировой войны, награжденный орденом Пур-ле-Мерите, а в 1911—1913 гг. служивший вахтенным офицером на первом "Эмдене". В отличие от среднего офицера, он имел склонность к дипломатии, мог легко поддерживать контакт с иностранцами и быть примером для курсантов. После командования "Emden" он ушел в отставку и с 1932 по 1938 гг. преподавал в турецкой военно-морской академии. После возвращения в Германию получил звание вице-адмирала. В 1940-41 г. Лотар фон Арно де ля Перье был старшим военно-морским начальником на разных территориях Западной Европы. Но в конечном итоге этот выдающийся человек погиб в авиакатастрофе.

2-й поход (1928-1929)

Поздней осенью началась подготовка ко второму дальнему плаванию. 5 декабря 1928 г. "Emden" вновь вышел из Вильгельмсхафена. На этот раз он пошел в Средиземное море, посетил Картахену, Неаполь, порты Греции, нанес визит в Константинополь, Порт-Саид, затем прошел Суэцкий канал в Красное море. Здесь первой остановкой стал Суэц, затем были Ален и Момбаса. Далее крейсер проследовал на Восток, второй раз пересёк Индийский океан, посел порты Голландской Ост-Индии, Австралию, Новую Зеландию, на пути через Тихий океан заходил на Фиджи, Самоа, Гавайи и прибыл в Сан-Диего. Далее корабль совершил дружеский визит в порты западного побережья США, прошел Панамским каналом, посетил порты Латинской Америки, зашёл напоследок в Лас-Пальмас (Канарские о-ва) и направился домой. 13 декабря 1929 г. крейсер прибыл в Вильгельмсхафен.

3-й поход (1930)

Рождество и Новый год моряки провели в кругу семьи. Но отдых оказался недолгим. Так случилось, что новый легкий крейсер "Karlsruhe", оказался не готов к заграничному плаванию, и его было решено заменить на "Emden". 13 января 1930 г., несмотря на нее морские суеверия, он вышел в море. Третий поход оказался куда менее продолжительным, и ею определенно можно назвать "атлантическим". За время плавания "Emden" посетил острова Мадейра и Сан-Томе, порты Нью-Орлеан, Кингстон (Ямайка), Сан-Хуан (Пуэрто-Рико), Чарльстон, на обратном пути зашёл в Лас-Пальмас и Санта-Круз и вернулся и Вильгельмсхафен 13 мая.

По возвращении крейсер прошел текущий ремонт, после завершения которого и послеремонтных испытаний его стали готовить к новому походу. В это время он был переподчинён Учебной инспекции и сменил командира. 1 октября 1930 г. Арно де ла Перье получил чин капитана-цур-зее и через несколько дней был назначен председателем комиссии по испытаниям новых кораблей. Корабль принял фрегаттен-капитан (с I апреля 1931 г. — капитан-цур-зее) Роберт Виттхёфт-Эмден. Он был минным офицером первою "Эмдена", получив право прибавить его название к своей фамилии, в 20-е годы занимал пост старшего офицера на крейсерах "Arcona" и "Amazone", а непосредственно перед этим назначением командовал крейсером "Königsberg"...

4-й поход (1931)

1 декабря 1930 г. якоря были выбраны и началось четвертое плаванье крейсера. "Emden" можно было видеть в Виго, бухте Суда (остров Крит), Порт-Саиде, Адене, Кочине, Коломбо, Тринкомали, Порт Блэр, Сабанге, Бангкоке, Виктория Хафен (остров Лабуан), Маниле, Нанкине, Шанхае, Нагасаки, Осаке, Ниидзиме, Хакодате, Отаре, Иокогаме, Гуаме, Батавии. Во время этого плавания произошло вторичное посещение Кокосовых островов и места последнего боя первого легендарного "Emden".

Затем началось возвращение в Германию. Были произведены заходы в следующие порты: Маврикий, Дурбан, Ист-Лондон. Из этого порта группа немецких морских офицеров ездила в Иоханесбург, где их представили руководству Южно-Африканского союза. Затем крейсер можно было видеть на рейде Лобито, Луанды, Санта Изабелл (Фернандо По), Лагоса, Фритауна, Сент-Висента, Лас-Пальмаса и Сантандера. 8 декабря 1931 г. "Emden" прибыл в Вильгельмсхафен.

1 января 1932 г. крейсер исключили из списков практического отряда и перевели в разведывательные силы флота. Ими командовал контр-адмирал Альбрехт, державший свой флаг на "Königsberg". 22 марта новым командиром корабля стал фрегаттен-капитан Вернер Гроссман, признанный специалист в области артиллерии. За время нахождения и составе указанного соединения "Emden" обошёл почти все балтийское побережье, Ютландский полуостров, принимал участие во многих учениях, а затем и в больших общефлотских маневрах, а также принял участие в съёмках фильма "Morgenrot" (Красный рассвет), посвящённому немецким подводникам Первой мировой войны, где исполнил роль британского крейсера.

5-й поход (1933)

С 21 февраля по 15 марта 1933 г., вместе с новейшим крейсером "Leipzig", он совершил поход к побережью Западной Африки с заходами в Фуншал (Мадейра) и Лас-Пальмас. Через три дня после возвращения, 19 марта, на борту крейсера состоялась церемония передачи латунной доски с названием, ранее находившейся на шкафуте первого "Emden" - ее вручил первый командир корабля, а теперь вице-адмирал Рихард Фёрстер.

Примерно через две недели, 1 апреля, крейсер стал к заводской стенке на капитальный ремонт и модернизацию. При этом официально он был выведен в резерв, а команда расформирована. Закончился первый этап его карьеры...

В ходе ремонта с крейсера демонтировали угольные котлы и установили нефтяные. Также была установлена новая радиоантенна с характерными кронштейнами на задней трубе, высота которой была увеличена до уровня передней.

Когда 29 сентября 1934 г. "Emden" вернулся в строй, его украшал нацистский орел — новый герб Германии. Полностью сменился экипаж. Новым командиром корабля был назначен фрегаттен-капитан Кард Дениц — будущий командующий подводным флотом, главнокомандующий ВМС, гросс-адмирал и последний фюрер Третьего Рейха. Старшим офицером стал корветтен-капитан Вернер Ланге, старшим механиком — корветтен-капитан-инженер Карл Вебер (до этого являвшийся флотским наблюдателем за ходом ремонта крейсера), штурманом — капитан-лейтенант Карл Топп, торпедным офицером и адьютантом — капитан-лейтенант Эберхард Годт. Перед офицерами стояла непростая задача — в кратчайший срок подготовить корабль к очередному кругосветному плаванию.

6-й поход (1934-1935)

10 ноября 1934 г. "Emden" в пятый раз вышел в дальнее плавание из Вильгельмсхафена. На этот раз предстояло обогнуть Африканский континент. Маршрут пролегал через Канарские острова, острова Зеленого Мыса, порты Кейптаун, Ист-Лондон, Порту-Амелия, Момбаса, Сейшельские острова, затем Тринкомали (остров Цейлон) и Кочин.

Обратно крейсер шел через Суэцкий канал и Средиземное море с заходами в Александрию, Картахену, Санта-Круз де Тенерифе, Порто-Дельгадо, Лиссабон и Виго. Во время последнего перехода произошло рандеву с крейсером "Karlsruhe". 12 июня 1935 г. корабль прибыл на рейд Шиллиг и 14 июня ошвартовался в Вильгельмсхафене.

В Вильгельмсхафене на борт "Emden" сразу же прибыл главнокомандующий немецкими военно-морскими силами гросс-адмирал Э. Редер, объявивший Дёницу, что тот должен сдать командование, поскольку на него возлагалось руководство воссозданием подводного флота. Но бюрократия работала медленно, поэтому Дениц сдал командование только в сентябре. Вместе с ним корабль покинули Ланге и Годт. Последний впоследствии стал начальником штаба главнокомандующего подводным флотом и сопровождал Дёница до самого конца.

21 сентября "Emden" принял капитан-цур-зее Йоганнес Бахман. Он начинал свою карьеру на крейсерах, в годы войны командовал миноносцами "G-8" и "V-130", в годы Веймарской республики снова оказался на крейсерах — был артиллерийским офицером на "Hamburg", штурманом на "Nymphe" и старшим офицером на "Karlsruhe". В отличие от командира, новый старший офицер оказался "старым" — на эту должность 1 октября был назначен штурман крейсера корветтен-капитан Топп (будущий первый командир линкора "Tirpitz").

7-й поход (1935-1936)

В это время "Emden" в очередной раз готовился к заграничному плаванию. Оно началось 23 октября 1935 г. Крейсер посетил уже знакомые Азорские острова, порты островных Западных Индий и Венесуэлу, прошел Панамским каналом, зашел в гватемальский порт Сан-Хуан и в Портленд (штат Орегон), перешел Тихий океан и посетил гавайский порт Гонолулу. На обратном пути состоялся переход Панамским каналом и заход в ряд портов Вест-Индии, после чего визиты в Балтимору и Монреаль. Задержавшись на некоторое время, чтобы исполнить обязанности стационера в испанском порту Понтеведра, 11 июня 1936 г. "Emden" прибыл в Германию.

Далее все развивалось по знакомому сценарию. Прежде всего, сменился командир. Вместо Бахмана, назначенного начальником штаба морской станции Северного моря, 26 августа корабль принял капитан-цур-зее Вальтер-Георг Ломан. Он родился в 1891 г. и поступил на флот в 1910 г., в годы Первой мировой войны служил на крейсерах, миноносцах и подводных лодках, закончив её в должности 2-го офицера штаба командующего подводными силами. Оставшись в рядах ВМФ посте войны, Ломан командовал учебным парусником "Niobe", тральщиком "М-90", был вахтенным и торпедным офицером линкора "Hessen", перемежая это со службой на штабных и административных должностях. Летом 1927 г. он оказался ключевой фигурой в потрясшем Германию "скандале Ломана", когда в газеты попала информация о существовании особых секретных фондов, из которых финансировалось перевооружение военно-морских сил. Скандал стал причиной отставки тогдашнего главкома адмирала Ценкера, но на карьере самою Ломана практически не отразился. В 1928—1931 гг. он занимался отбором кандидатов на офицерские должности, в 1931 — 1933 гг. служил старшим офицером на крейсере "Königsberg", а затем — в управлении Рейхсмарине в Гамбурге...

8-й поход (1936-1937)

После непродолжительного отдыха началась подготовка к седьмому заграничному походу. 16 октября 1936 г. состоялся выход из Вильгельмсхафена. На борту крейсера находилось 650 человек, в том числе 4 кандидата в офицеры и 160 кадетов военно-морского училища. На этот раз крейсер должен был посетить средиземноморские и черноморские порты. Первая остановка состоялась в Кальяри (Сардиния), затем были Варна, где "Emden" посетил болгарский царь Борис, Стамбул и Суэц. Миновав Суэцкий канал и зайдя в Порт-Саид, крейсер направился на Дальний Восток, посетив Цейлон, Сингапур, Бангкок, Борнео, Японию, Китай, Суматру и снова через Суэцкий канал вернулся в европейские воды. По пути пришлось задержаться у средиземноморского побережья Испании, охваченной гражданской войной. 23 апреля 1937 г. "Emden" прибыл в Вильгельмсхафен.

По прибытии в Вильгельмсхафен крейсер стал на очередной ремонт, во время которого был переделан форштевень и установлена радиомачта на второй трубе.

В июне Ломан сдал командование, и старшему офицеру фрегаттен-капитану Вернеру Либетанцу в течение месяца пришлось исполнять его обязанности, пока не был назначен очередной командир. На этот раз выбор пал на фрегаттен-капитана Леопольда Бюркнера, который ранее служил преимущественно на миноносцах, в 1927-1931 был советником Учебной инспекции флота, в 1933-1935 служил при военно-морских атташе, занимаясь сбором разведывательных сведений об иностранных флотах, а в 1936-1937 был старшим офицером броненосца "Admiral Scheer". После службы на крейсере вернулся в разведку.

Лето 1937 г. "Emden" провел, занимаясь боевой подготовкой в составе флота, осенью же началась подготовка к очередному дальнему плаванию.

9-й поход (1937-1938)

11 октября 1937 г. "Emden" вышел в очередное дальнее плавание. Внешне-политические проблемы, вызванные испанскими событиями, сказались и на ходе заграничного плавания крейсера, заставив отменить ряд запланированных визитов в иностранные порты. Крейсеру пришлось задержаться в Средиземном море, выполняя задачи по оказанию помощи франкистам. После этого корабль прошел Суэцкий канал, пересек Индийский океан, посетил Коломбо, Белавани, Сурабаю, Мормугао, Массауа, вернулся в Средиземное море.Там его временно передали в подчинение командующему броненосцами (BdP) вице-адмиралу Маршаллю, отвечавшему за операции у побережья Испании.

В период с 14 по 21 марта 1938 г. командир "Emden" капитан-цур-зее Брюкнер исполнял обязанности командующего немецким флотом в испанских водах. По пути в Германию крейсер совершил визит в Амстердам и 23 апреля 1938 г. вернулся в Вильгельмсхафен.

По планам германского руководства, через совсем небольшой промежуток времени кораблю предстоял очередной заграничный поход — на этот раз в Соединенные Штаты Америки, однако, из-за откровенно антисемитской внутренней политики международный престиж Германии упал так низко, что этот визит пришлось отменить. В остальном же события шли своим чередом. 15 июня девятым командиром корабля был назначен капнтан-цур-зее Пауль Вефер. В отличие от предшественника, он основную часть карьеры провел на крейсерах, причем в 1916-1917 гг. служил на втором "Emden". Теперь же ему пришлось в спешном порядке готовить новый "Emden" к очередному дальнему плаванию.

10-й поход (1938)

26 июля 1938 г. крейсер вышел в море, на этот раз на север - в норвежские воды с заходом в Рейкьявик. Затем "Emden" повернул на юг, зашёл на Азорские, а затем и на Бермудские острова.

В море экипаж "Emden" пережил все перепетии Мюнхенского кризиса. Тогда в 1938 г. А. Гитлер приказал завершить приготовление к вторжению в Чехословакию (Операция "Грюн"). Все ожидали начала войны. Но она не началась. Радисты крейсера один за одним принимали противоречивые приказы из Берлина. В отличие от предшественника, новый "Emden" уже не мог использоваться в качестве истребителя вражеской торговли. Вероятно, в случае начала войны он должен бы интернироваться в нейтральном порту. Но кризис разрешился, и к началу сентября "Emden" вернулся в Вильгельмсхафен.

11-й поход (1938)

Едва успев принять участие в традиционных осенних маневрах, 10 октября крейсер снова отправился в заграничный поход, но на этот paз не с учебными, a с представительскими целями. 3 ноября он прошел Дарданеллы, нанёс визит в румынский порт Констанца, а 12 по I5 ноября находился в Варне. Там капитан-цур-зее Beфep принял участие в открытии мемориала в честь германской подводной лодки "UB-45". На борту корабля снова побывал болгарский царь Борис. Затем "Emden" прибыл в Стамбул, где 19-23 ноября представлял Германию на траурных церемониях в честь президента Турции Кемаля Ататюрка. В это время на нем поднял флаг адмирал Рольф Карльс. По пути в Германию крейсер посетил остров Родос и испанский порт Виго. 16 декабря 1938 г. он прибыл в Вильгельмсхафен.

Это был последний дальний поход "Emden". До сентября 1939 г. он нес рутинную службу в немецких водах. Единственное событие, произошедшее в корабельной жизни, это был поход на защиту рыболовства (с 29 марта по 15 марта) с заходом в Рейкьявик. 5 мая новым командиром крейсера был назначен капитан-цур-зее Вернер Ланге, уже служивший на нем в 1934-1935 гг. в качестве старшего офицера. Под его командованием корабль и экипаж встретили начало войны.

Нападение на Польшу застало корабль в Вильгельмсхафене. Самый старый к тому времени из германских легких крейсеров, он оказался одним из первых кораблей, вступивших в активные боевые действия. Уже 1 сентября капитан-цур-зее Ланге получил два приказа: первый — о передаче корабля из Учебной инспекции в подчинение командующему разведывательными силами (RdA) вице-адмиралу Герману Деншу, второй — принять мины.

В самом начале войны немцы начали выставлять в Северном море линию минных заграждений, протянувшуюся с севера на юг вдоль побережья Дании и получившие название «Западный вал» (Westwall) или "Линия Зигфрида". В первой постановке, помимо "Emden", приняли участие переоборудованная в минный заградитель яхта "Grille", эсминцы "Karl Galster" и "Hans Lody", миноносцы "Seeadler" и "Wolf". Операция прошла без происшествий, и 3 сентября корабли вернулись в Вильгельмсхафен за следующей партией мин.

Ранним вечером 4 сентября, когда крейсер разворачивался у причала с помощью буксира "Bussard", прозвучат сигнал воздушной тревоги и корабли подверглись налёту 8 "Бленхеймов IV". 4 бомбардировщика атаковали стоявший в ремонте "Admiral Scheer", который сумел за себя постоять, сбив все 4 самолёта. 4 других атаковали "Emden". Шесть 500-фунтовых (227-кг) бомб разорвались недалеко от борта, но существенных повреждений не нанесли.

Так уж случилось, что наибольшему урону крейсер обязан меткой стрельбе своих зенитчиков. Наводчик одного из 20-мм автоматов, главный старшина Дизельски попал в правый мотор "Бленхейма", заходившего в атаку на высоте 200 м с пологого снижения. Поврежденная машина, не сходя с траектории, врезалась и правый борт "Emden" в 1 метре выше ватерлинии, успев при лом сбросить бомбы. В результате "огненного тарана" на крейсере возник довольно сильный пожар, охвативший зубоврачебный кабинет и унтер-офицерскую кают-компанию. Корпус "Emden" пострадал от гидравлического удара и осколков бомб, кроме того, левый пропеллер самолета рассек обшивку на значительном протяжении. Борт, трубы, мостики были посечены осколками, вышли из строя все прожекторы. В зоне поражения оказался торпедный аппарат — после боя в нем насчитали 8 пробоин, к счастью, боевые зарядные отделения торпед не взорвались. Потери экипажа составили 29 убитых и 30 раненых (другие данные: погибло 2 офицера и 9 матросов). К истории этого налета можно добавить, что по иронии судьбы сбитым "Бленхеймом" управлял английский летчик по фамилии Эмден.

Интересно, что эта атака могла стать последней для командира "U-23" Отто Кречмера: его лодка была пришвартована рядом с крейсером. Но, услышав сигналы воздушной тревоги, "Молчун Отто" счел за благо отдать швартовы и отойти подальше от опасного соседа.

Несмотря на внешний эффект, повреждения крейсера оказались не очень серьезными — ремонт занял всего неделю. Однако боевая работа старого корабля временно прервалась. Затем корабль перевели на Балтику в распоряжение старшего военно-морского начальника в Данциге, а затем — командующего морской станцией Балтийского моря. Ему отвели скромную роль — "Emden" использовался для охоты на суда с контрабандой, отвлекаясь лишь на манёвры крейсерских сил, а в конце года перешел Кильским каналом в Вильгельмсхафен для ремонта.

Со 2 декабря 1939 г. по 3 января 1940 г. на крейсере провели текущий ремонт, после чего крейсер вернулся к учебным обязанностям. Нужно отметить, что зима 1939/40 года выдалась необычайно суровой. 12 марта "Emden", вместе с тяжелым крейсером "Lützow" и танкером "Nordmark" оказались затёртыми льдом в порту Свинемюнде. Там их застал приказ о начале операции "Везерюбунг".

1 марта Гитлер подписал директиву на операцию "Везерюбунг" — вторжение в Данию и Норвегию. Выделенные для этого силы флота были разделены на несколько групп, в задачу каждой из которых входил захват одною порта. "Emden" включили в состав самой важной, 5-й группы, целью которой был захват норвежской столицы. Помимо него, в группу входил тяжелый крейсер "Blücher", броненосный корабль "Lützow", 3 миноносца, 2 вооруженных китобоя, 1-я флотилия катерных тральщиков (8 кораблей). Соединением командовал контр-адмирал Куммец.

6 апреля в Киле на борт "Emden" поднялось 610 солдат и офицеров из состава 163-й пехотной дивизии: 1-й батальон 307-го пехотною полка без одной роты (460 чел.), часть 3-й роты 234-го сапёрного батальона (50 чел.) и подразделение морской артиллерии (100 чел.).

Рано утром 7 апреля "Blücher" и "Emden" в сопровождении миноносцев "Möwe" и "Albatross", покинули Свинемюнде и вечером соединились с остальными кораблями отряда, вышедшими из Киля. Соединение спокойно миновало Большой Бельт, но вечером 8 апреля было обнаружено сначала датским судном "Pontoppidan", затем британскими подводными лодками "Triton" и "Sunfish". Тем не менее, немецким кораблям удалось благополучно достигнуть устья Осло-фьорда. Там их встретил норвежский сторожевик (вооружённый китобой) "Pal III", быстро потопленный миноносцем "Albatross".

Теперь немецким кораблям предстояло пройти около 50 миль но узкому заливу и миновать два укрепленных района, прикрывашних подступы к норвежской столице. Норвежцы не спали. Когда германские корабли шли мимо островов Рауой и Булерне, они были освещены с берега прожекторами. Вслед за этим прогремел предупредительный выстрел. И все же командиры не решались взять на себя ответственность открыть огонь на поражение. Подчиняясь точным указаниям Куммеца, боевая группа на высокой для стесненного фарватера скорости (около 15 узлов), открыв в ответ свои прожектора для ослепления наводчиков, проследовала мимо батарей. Когда на берегу опомнились, соединение миновало опасное место, и семь запоздалых снарядов легли позади колонны.

Вскоре после полуночи началась пересадка с крейсеров на "раумботы" передовых десантных партий, предназначенных для захвата батарей и военно-морской базы в Хортене. Основные силы прололжили движение на север. Впереди немцев ждал укреплённый район "Оскарборг", расположенный в узости Дрёбак, где фьорд сужается до 500 м. На островах Кахольм-Норд и Кахольм-Зюйд находилось 6 артиллерийских (три 280-мм и девять 57-мм орудий) и береговая торпедная батарея, а на восточном берегу — ещё три артиллерийских (три 150-мм, два 57-мм и два 40-мм), из которых наибольшую опасность представляла 150-мм батарея "Копос".

Головной "Blücher" принял удар норвежской артиллерии на себя. В течение получаса он успел получить попадания примерно 25 снарядов и двух торпед, в результате чего затонул у небольшого скалистого островка Аскхольм. В шедший следом "Lützow" попало три 150-мм снаряда, заклинивших носовую башню, после чего его командир капитан-цур-зее Август Tиле, принявший командование отрядом после гибели флагманского корабля, отдал приказ об отходе. Едва не столкнувшись друг с другом и с трудом развернувшись а узком проливе, "Lützow" и "Emden" выбрались из-под обстрела. Механики обоих крейсеров выжали из машин всё. Во многом благодаря усилиям их подчиненных корабли не получили более тяжелых повреждений.

Справедливо считая, что повторить прорыв сейчас, до полного подавления береговых батарей, было бы безумием, Тиле приказал отойти и выслать десант в расположенной на восточном берегу фьорда Сун-бухте, чтобы атаковать Дрёбак по суше. Для переброски десанта использовались корабельные катера и захваченный тут же маленький норвежский пароходик. К 9 часам высадка была успешно завершена. Сопротивления на берегу не было, 130 норвежских солдат, составлявших гарнизон Суна, сложили оружие. В 15.55 крейсера вновь подошли к Дрёбаку и под прикрытием артиллерийского огня высадили десантные партии, которым вскоре удалось захватить батареи "Оскарборга".

Так или иначе, основную задачу отряд не выполнил, однако что не удалось морскому десанту, сделал десант воздушный — к исходу суток 9 апреля норвежская столица была в руках немцев. Тем не менее, осторожный Тиле не рискнул форсировать пролив в наступающей темноте. Только в 5.45 следующих суток "Lützow" и "Emden" миновали узкость у Дрёбака и в полдень прибыли на рейд Осло. Первый спустя всего несколько часов ушел в Германию, а второму пришлось задержаться. Он обеспечивал противовоздушную оборону порта и выполнял функцию корабля связи. На командира капитана 1 ранга Вернера Ланге была возложена организация дозорной службы на подступах к Осло, до тех пор, пока 24 апреля не была введена должность военно-морского коменданта Осло.

Нужно заметить, что "Emden" оказался одним из немногих крупных кораблей, не получивших ни одной царапины в Норвежской операции, стоившей немецкому флоту больших потерь, в которой большинство уцелевших участников получили те или иные повреждения. 17 мая на его борту побывал главнокомандующий Кригсмарине гросс-адмирал Рёдер.

Крейсер оставался в Осло до 7 июня. К тому времени было принято решение вновь использовать крейсер в качестве учебного корабля на Балтике. На следующий день он прибыл в Свинемюнде. В течение лета 1940 года экипаж лишился многих опытных кадров, которые были переведены на корабли, захваченные во Франции, и в подводный флот. 27 августа вместо Вернера Ланге, возглавившего отдел подводного флота в ОКМ, командиром корабля был назначен капитан-цур-зее Ганс Миров. Он служил на флоте с 1914 г., занимал посты вахтенного офицера крейсера "Hamburg", штурмана крейсера "Karlsruhe", командира учебно-артиллерийского корабля "Hai", старшего офицера крейсера "Leipzig", а непосредственно перед назначением возглавлял uруппу военно-морских атташе в ОКМ.

Остаток года крейсер провел в монотонных учебных плаваниях на Балтике, базируясь преимущественно на Готенхафен. 7 ноября 1940 г. "Emden" стал к стенке завода "Дойче Верке" в Киле, с него выгрузили боезапас, а экипаж перебрался на плавказарму "Monte Olivia". До 15 февраля 1941 г. крейсер прошел текущий ремонт с докованием и вернулся к исполнению обязанностей учебного корабля.

7 февраля 1941 г. все уцелевшие после Норвежской операции легкие крейсера ("Nürnberg", "Köln", "Leipzig" и "Emden") были сведены в учебную эскадру, находившуюся в непосредственном подчинении ОКМ. В число основных задач соединения входили: базовое обучение новобранцев, тренировка младших офицеров по руководству корабельными подразделениями и службами, курсы для старших офицеров по командованию крупным боевым кораблем, а также знакомые еще с довоенных времен выходы с использованием крейсеров в качестве целей для подводных лодок. Каждый цикл обучения составлял 3 месяца, причем на этот срок крейсера переставали быть полноценными боевыми единицами, так как обучаемые составляли большую часть экипажа, и наиболее сложные н важные системы (приборы управления огнем, зенитная артиллерия, средства борьбы за живучесть) не могли использоваться с полной эффективностью. Техническое обслуживание, включая докование, проводились лишь и минимально необходимом объёме.

В июне-июле 1941 г. "Emden" вновь ходил в норвежские воды, базируясь на Осло и Хортен, хотя и не принимал участие в боевых действиях. Но вскоре спокойная служба завершилась. 22 июня началась война с Советским Союзом. Морская часть плана "Барбаросса" первоначально не предусматривала участия крупных надводных кораблей, но, по мнению немецкого командования, следовало отражать прорыв Советского Балтийского флота в Швецию. В середине сентября был сформирован так называемый "Балтийский флот" под командованием вице-адмирала Цилиакса. "Emden" вместе с "Leipzig" и миноносцами "Т-7", "Т-8", "Т-ll" входил в так называемую Южную группу, базирующуюся на Лиепаю (командир группы, он же командир "Leipzig" - капитан-цур-зее Вернер Штихлинг). Это соединение просуществовало с 21 по 23 сентября, затем в несколько приемов было расформировано. Крейсера Южной группы и три миноносца выделили для поддержки немецкого наступления на Моонзудские острова.

К 24 сентября группа сосредоточилась в Лиепае и получила приказ оказать огневую поддержку войскам 42-го армейского корпуса, которые захватили уже почти весь остров Эзель (Сааремаа) за исключением его южной оконечности — полуострова Сырве. Отряд вышел в море вечером 25 сентября и к рассвету занял позицию в бухте Лыу. В 6 часов утра крейсера открыли огонь и до полудня успели провести шесть стрельб ("Emden" выпустил 245 150-мм снарядов), а закончив выполнение заявки сухопутных войск, отошли на запад.

В связи с тем, что прорвать советские позиции немцам в тот день так и не удалось, командующий крейсерами (BUK) вице-адмирал Губерт Шмундт приказал повторить обстрел на следующее утро. На этот раз в огневой поединок с немецкими кораблями вступили береговые батареи № 315 и № 25а. имевшие соответственно 180-мм и 130-мм орудия. Их снаряды ложились довольно близко, поэтому Штихлинг разрешил миноносцам отойти мористее. Очевидно, их отход был истолкован на берегу за получение повреждений, в связи с чем командующий береговой обороной Балтийского района генерал-лейтенант А. Б. Елисеев бросил для довершения разгрома группу торпедных катеров в составе ТКА "№ 67", "№ 83", "№ 111" и "№ 164".

Приближающиеся катера были замечены с немецких тральщиков, а в 9.17 их обнаружили сигнальщики "Emden". Шмундт немедленно распорядился прервать обстрел берега, отозвал миноносцы к крейсерам и приказал развить полный ход. Спустя 2 минуты носовые орудии "Emden" открыли огонь по нападавшим, дистанция до которых составляла 55 кбт. Позже заговорила артиллерия "Leipzig". С дистанции 7—10 кбт советские катерники дали торпедные залпы, но ни один из них не достиг цели. По немецким данным, наблюдатели крейсеров заметили на удалении только один пенный след, от которого даже не пришлось уклоняться. В 9.33 ТКА "№ 83" получил прямое попадание снаряда в моторное отделение, по всей видимости, с "Emden", потерял ход и затонул. Подоспевший "№ 111" снял с него экипаж, после чего катера покинули поле боя. К 10 часам стрельба прекратилась.

По возвращении экипажи катеров доложили о потоплении двух миноносцев н нанесении тяжелых повреждений крейсеру и миноносцу, хотя в действительности атака не причинила ущерба германским кораблям. При отражении нападения немцы израсходовали значительное количество снарядов ("Leipzig" — 153, "Emden" — 178), добившись единственного попадания. Кстати, немецкая сторона также завысила свои успехи, заявив о потоплении двух катеров, поскольку на единственную реальную победу претендовали артиллеристы каждого крейсера...

После отражения атаки германские корабли вернулись на позицию и возобновили обстрел, в ходе которого "Emden" выпустил по берегу еще 217 снарядов. В связи с тем, что план стрельб был полностью выполнен, а крейсера израсходовали значительную часть боезапаса, ещё до полудня крейсера отошли от Эзеля и направились на юг. Уклонившись от атаки советской подводной лодки "Щ-319", вечером того же дня отряд Штихлинга бросил якоря в Лиепае, а уже вечером 28-го "Leipzig" и "Emden" ушли в Готенхафен.

На этом завершилось участие "Emden" в войне против СССР. Он вернулся к исполнению обязанностей учебного корабля: в ноябре 1941 г. было сформировано учебное соединение флота (Ausbildungsverband del Flotte), "Emden" был включен в него и оставался в его составе до сентября 1944 г.

В июне 1942 г. крейсер вновь прибыл на верфь-строитель в Вильгельмсхафене. На нем были проведены очередные ремонтные работы, заменили орудия главного калибра и установили радиолокационную станцию. 20 июля прибыл новый командир корабля — капитан-цур-зее Фридрих-Трауготт Шмидт. 7 ноября работы были завершены, и "Emden" выпала честь стать первым кораблем, прошедшим новым шлюзом IV (так называемый "шлюз Рёдера"). В тот же день корабль посетил главком ВМС гросс-адмирал Рёдер — как оказалось, это стало его последним визитом на борт боевого корабля.

Завершив послеремонтные пробы, крейсер перешел в Готенхафен, где вернулся в учебный отряд. Однако вскоре острая нехватка достаточно мореходных единиц побудила ОКМ вернуть его в боевой состав. Планировалось в марте 1943 г. поставить "Emden" на ремонт и перевооружение с тем, чтобы в августе отправить его в воды Северной Норвегии. Все планы нарушило поражение германской эскадры в "новогоднем" бою. Над крейсером нависла незавидная для боевого корабля "угроза" — в разгаре войны быть разобранным на металл. Хотя новый главнокомандующий Кригсмарине гросс-адмирал Дёниц отстоял все крупные надводные корабли, но об усилении норвежской группировки речи уже не шло. Модернизацию "Emden" отменили 16 февраля - за несколько дней до предполагавшегося начала работ.

Крейсер продолжил службу в качестве учебного корабля. Изредка его привлекали к обеспечению боевой подготовки кораблей. Правда, небоевой статус не стал гарантией от повреждений: во время одного из упражнений в Данцигской бухте, когда "Emden" играл роль мишени для торпедной стрельбы, в его борт ударила практическая торпеда, гироскоп которой оказался поврежденным. Пришлось ремонтироваться в данцигском доке. Всё остальное время старый корабль исправно "тянул лямку", оставаясь в хорошем техническом состоянии и лишь изредка прерывая свою деятельность на время коротких профилактических ремонтов, во время одного из которых в 1943 г. провели работы по усилению зенитного вооружения. За это время на крейсере дважды сменился командир: в сентябре 1943 г. им стал капитан-цур-зее Ганс Хенигст, которого в марте 44-го сменил фрегаттен-капитан Ганс-Эберхард Майснер.

До сентября 1944 г. корабль продолжал выполнять свои обязанности учебного корабля. В это время военная ситуация Германии резко ухудшилась. "Emden" зачислили в корабли первой линии. Он был передан в подчинение начальника эсминцев (FdZ), как флагманский корабль минных сил Балтийского моря, для минных постановок и сопровождения конвоев в Скагерраке.

11 сентября крейсер под брейд-вымпелом начальника затрадителей (FdMinsch) капитана-цур-зее Гуго Поля вместе с минзагом "Kaiser" и эсминцами "Karl Galster", "Richard Beitzen", "Theodor Riedel", "Friedrich Ihn" отравился в норвежский Хортен. Выйдя из этой базы, в ночь на 20 сентября отряд произвел постановку заграждения ХХХIV "Клавдий" ("Emden" выставил 78 мин ЕМС и 32 EMF). В ночь на 2 октября "Emden", "Karl Galster", "Richard Beitzen", "Theodor Riedel" и "Friedrich Ihn" повторили выход, выставив южнее Линдеснеса заграждение XXXIIb "Калигула" (крейсер выставил 86 мин EMR). На этот раз отряд подвергся атаке британских торпедоносцев, причем одна из сброшенных ими торпед прошла всего в двух мерах за кормой эсминца "Karl Galster". Следующий выход состоится в ночь на 6 октября, когда "Emden", "Karl Galster", "Richard Beitzen", "Friedrich Ihn" и "Z-30" установили заграждение ХХХIIa "Веспасиан" — на этот раз крейсер выставил 114 мин EMR. На 14 октября была назначена постановка очередного заграждения "Август", в котором должен был принять участие также крейсер "Köln", прибывший в Хортен из Свинемюнде с 90 минами ЕМС на борту, но из-за угрожающей активности авиации союзников операцию отменили.

В течение следующих нескольких недель "Emden" осуществлял сопровождение конвоев в Осло-фьорде и обеспечивал ПВО якорных стоянок. 1 ноября он оказывал помощь "Köln", севшему на мель в бухте Фрейбергвик. К концу месяца заградитель "Brummer" доставил в Хортен семь 37-мм автоматов, предназначавшихся для усиления зенитного вооружения "Emden", однако ввиду слабых судоремонтных возможностей базы сразу установить их не сумели, а затем события приняли другой оборот.

9 декабря, проходя Осло-фьордом, крейсер сел на скалы восточнее островка Флагетури. Авария оказалась очень серьезной — снять корабль с грунта удалось только на следующий день. Была сильно искорежена обшивка и затоплен отсек II, что в совокупности с плачевным состоянием машин вынудило Дёница 16 декабря отдать приказ о переводе крейсера в Кенигсберг для ремонта на верфи "Шихау". 23 декабря "Emden" покинул Осло-фьорд и спустя два дня без происшествий добрался до столицы Восточной Пруссии.

Корабль поставили в док, демонтировали артиллерию и разобрали машины, однако темп работ, как и на остальных объектах в конце войны, был очень низким. К тому же через месяц ремонт пришлось прервать - вечером 21 января части Советской Армии были уже в 40 км от Кенигсберга. 21 января 1945 крейсер срочно вывели из дока, а 23-го поступил приказ "Немедленно уходите", выполнить который оказалось не так-то просто, поскольку машины находились в частично разобранном состоянии. На борт корабля погрузили массу различных грузов, в том числе гробы с телами президента Веймарской Германии генерал-фельдмаршала П. Гинденбурга и его супруги. Кроме мертвых, на борт приняли и живых беженцев.

К 3 часам ночи 25 января ледокол и буксиры привели "Emden" в Пиллау, где его предполагалось за три дня подготовить к выходу в море. В этом порту гробы и большая часть пассажиров были выгружены. Останки Гинденбурга передали на плавбазу 1-й учебной дивизии подводных лодок "Pretoria", а вот дальнейший переход крейсера задержался. Только 30-го удалось собрать одну из турбин, и новый командир корабля капитан-цур-зее Вольфганг Келер довел его до Готенхафена, где на крейсер быстро вернули снятую артиллерию.

1 февраля переполненный беженцами "Emden" (по имеющимся сведениям, он принял около 1000 человек) в сопровождении буксира "Boreas", миноносца "Т-11" и переоборудованных из тральщиков учебно-торпедных кораблей "TS-6" и "TS-9" вышел в Киль. Скорость крейсера, шедшего под одной машиной, не превышала 10 узлов, поэтому переход, в обычных условиях занимавший несколько часов, превратился в тяжелейшее трёхдневное испытание. 6 февраля многострадальный корабль поставили на ремонт на верфи «Дойче Верке», однако вернуться в строй ему было уже не суждено.

11 марта 1945 г., во время массированного воздушного налета, в "Emden" попали четыре фугасные бомбы. Хотя горизонтальная зашита выдержала удар, на борту возник сильный пожар. Серьезно пострадала носовая часть, был уничтожен торпедный аппарат левого борта. Спустя три недели, 3 апреля, бомба (по всей видимости, 227-кг) снесла носовую трубу, пробила тонкую броневую палубу и взорвалась в котельном отдалении №3, полностью выведя его из строя. Следующий крупный налет состоялся в ночь с 9 на 10 апреля, когда английские тяжелые бомбардировщики сбросили на Киль 2634 тоны бомб. Последствия были ужасающими: разрушены порт, город и прилегающие районы, тяжелый крейсер "Admiral Scheer" перевернулся и затонул у причала, стоящий в сухом доке "Admiral Hipper" превратился в груду искореженного металла. "Emden" получил серьёзные повреждения кормовой части от близких разрывов и многочисленные осколочные пробоины.

После следующего налёта 13-14 апреля, причинившего новые серьезные поврежления, корабль, имевший к тому времени устойчивый 15-градусный крен, отбуксировали в бухту Хаикендорф, где приткнули к мели, предварительно заложив подрывные заряды в машинных и котельных отделениях. Ввиду невозможности восстановления, 26 апреля 1945 г. легкий крейсер "Emden" был исключен из списков флота. Финальная точка в его судьбе была поставлена 3 мая, когда привели в действие подрывные заряды. Обгоревший полуразрушенный остов затонул на мелководье в точке с координатами 54°22' с.ш.. 10°10'в.д. Его останки окончательно разобрали на месте в 1949-1950 гг. В настоящее время о корабле напоминает только носовое украшение, экспонирующееся в Германском музее в Мюнхене.


Вложения:



Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 


 Заголовок сообщения: Re: 12.05.18 Рейхсмарине Крейсер "Эмден" лента беск.
СообщениеДобавлено: 11 май 2018 21:09 
 
Не в сети

Зарегистрирован: 21 мар 2008 16:51
Сообщения: 10082
Пункты репутации: 472
ПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионал
Start


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 


 Заголовок сообщения: Re: 12.05.18 Рейхсмарине Крейсер "Эмден" лента беск.
СообщениеДобавлено: 12 май 2018 14:23 
 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 май 2013 11:34
Сообщения: 9790
Пункты репутации: 681
ПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионалПрофессионал
Скоро закончим :)


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 


Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.       [ Сообщений: 3 ] 

Пошлите СМС на номер 157 с текстом:
WAR TOP 1269810
что бы поднять тему.
Стоимость сообщения 0.71€

Пошлите СМС на номер 157 с текстом:
WAR COLOR 1269810
что бы выделить тему.
Стоимость сообщения 0.36€



 Подобные темы   Автор   Ответы   Просмотры   Последнее сообщение 
03.05.18 Рейхсмарине Крейсер "Эмден" лента беск.

в форуме Архив милитарии = Militaria's sales archive

Gladiolus

4

296

28 апр 2018 21:29

12.05.18 Кригсмарине Крейсер "Эмден" лента беск.

в форуме Архив милитарии = Militaria's sales archive

Gladiolus

2

167

11 май 2018 14:12

03.05.18 Рейхсмарине Крейсер "Гамбург " лента беск.

в форуме Архив милитарии = Militaria's sales archive

Gladiolus

2

208

28 апр 2018 21:36

08.07.18 Рейхсмарине Крейсер "Гамбург" лента беск

в форуме Архив милитарии = Militaria's sales archive

Gladiolus

1

82

04 июл 2018 15:49

12.05.18 Рейхсмарине Линкор "Эльзас" лента беск.

в форуме Архив милитарии = Militaria's sales archive

Gladiolus

2

166

11 май 2018 13:50

12.05.18 Кригсмарине Крейсер "Карлсруэ" лента беск.

в форуме Архив милитарии = Militaria's sales archive

Gladiolus

2

166

11 май 2018 14:03

28.04.18 Кригсмарине Крейсер "Кёнигсберг" лента беск.

в форуме Архив милитарии = Militaria's sales archive

Gladiolus

15

638

25 апр 2018 09:55

28.04.18 Кайзерлихмарине Крейсер "Фон дер Танн" лента беск.

в форуме Архив милитарии = Militaria's sales archive

Gladiolus

2

352

25 апр 2018 09:48

12.05.18 Кригсмарине Крейсер "Кёльн" лента беск.

в форуме Архив милитарии = Militaria's sales archive

Gladiolus

2

156

11 май 2018 14:18

08.07.18 Кригсмарине Крейсер "Карлсруэ" лента беск

в форуме Архив милитарии = Militaria's sales archive

Gladiolus

13

213

04 июл 2018 15:55

16.06.18 Кригсмарине Крейсер "Карлсруэ" лента беск.

в форуме Архив милитарии = Militaria's sales archive

Gladiolus

1

108

12 июн 2018 11:45

01.12.17... 22:00 Крейсер "Эмден" -Kreuzer "Emden"

в форуме Архив фотографий и открыток = Photos and postcards archive

Leloush

3

64

30 ноя 2017 11:06

31.10.18 Кригсмарине, Крейсер "Эмден"

в форуме Архив фотографий и открыток = Photos and postcards archive

Gladiolus

3

76

28 окт 2018 15:59

03.05.18 Рейхсмарине 1 бат. Флот. Див. Сев. моря лента беск.

в форуме Архив милитарии = Militaria's sales archive

Gladiolus

2

163

28 апр 2018 21:09

03.05.18 Рейхсмарине Торпедная Школа лента беск.

в форуме Архив милитарии = Militaria's sales archive

Gladiolus

2

194

28 апр 2018 21:12

16.06.18 Рейхсмарине 2 бат. Морск. Артиллер. лента беск

в форуме Архив милитарии = Militaria's sales archive

Gladiolus

1

107

12 июн 2018 11:30

08.07.18 Рейхсмарине Линкор Шлезвиг-Голштейн лента беск

в форуме Архив милитарии = Militaria's sales archive

Gladiolus

1

75

04 июл 2018 15:44

08.07.18 Кригсмарине Панцершифф "Дойчланд" лента беск

в форуме Архив милитарии = Militaria's sales archive

Gladiolus

33

492

04 июл 2018 16:08

03.05.18 Кригсмарине Линкор "Шлезиен" лента беск.

в форуме Архив милитарии = Militaria's sales archive

Gladiolus

4

308

28 апр 2018 21:41

30.06.18 Кригсмарине Миноносец "Зееадлер" лента беск.

в форуме Архив милитарии = Militaria's sales archive

Gladiolus

1

134

25 июн 2018 19:55


Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  



Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GetInfo: User Info
official | products | delivery | guarante | secureAndConfidence | termsAndConditions | salerPolicy | Платежи | Другая Информация |
VISA, VISA Electron, MasterCard, Maestro & SecureCode, VbV