Техника-молодёжи №5 1990 г.
Цитата:
Экспедиция в сорок первый
Олег ТАРАСОВ,
инженер, член клуба «Катран», г. Сосновый Бор
Осенью 1941 года командование Ленинградского фронта решило прове¬сти ряд десантных операций против блокировавших город войск противни¬ка. Одну из них спланировали восточнее Ленинграда, в районе поселка Невская Дубровка. Предполагалось, что высадившиеся на левом берегу Невы части закрепятся на плацдарме, затем двинутся на Мгу, соединятся с наступающей 54-й армией Волховского фронта и прорвут кольцо блока¬ды.
В ночь на 20 сентября в намеченном месте реку форсировали подразде¬ления 115-й стрелковой дивизии, 1-й стрелковой дивизии НКВД и 4-й от¬дельной бригады морской пехоты. Бойцов перевозили на катерах, рыбачь¬их лодках, плотах, технику — артиллерийские орудия, танки (сначала лег¬кие Т-26 и БТ) — на понтонах. И все под плотным артиллерийским огнем, бомбами «люфтваффе». «Переправа находилась на фланге плацдарма и хорошо просматривалась и простреливалась противником на расстоя¬нии 350—400 м,— вспоминал адмирал В. Ф. Трибуц, командовавший тогда Краснознаменным Балтийским флотом.— Потери в людях были очень большими...»
«Полтора месяца наша группа принимала участие в переправе людей, техники и танков,— писал инженер-полковник А. Н. Кузьмин.— Забыть этот фронтовой ад трудно»...
Десантники, сковав 5 дивизий противника, продержались на Невском пятачке до апреля 1942 года. А в сентябре операцию повторили. И вновь красноармейцы и моряки зацепились за занятый врагом берег, вновь зара¬ботали под огнем переправы. Достаточно сказать, что в иные дни над плацдармом и переправами повисало до 250 бомбардировщиков и 120 ист¬ребителей противника. К сожалению, встречный удар деблокирующих войск не вышел, и в начале 1943 года остатки десантников эвакуировали на правый берег.
Ежегодно сюда, на Невский пя¬тачок, приезжают ветераны. Те, кто уцелел в боях на этом леген¬дарном пятачке. Обходят старые, поросшие травой и кустарником окопы и блиндажи, вспоминают товарищей своих, оставшихся здесь в братских могилах, а чаще там, где были сражены...
Всего 2 км в длину, около 600 м в ширину — это и есть клочок ле¬нинградской земли на левом берегу Невы. Обожженный взрывчаткой, пронизанный металлом, пропитан¬ный кровью. Те, кто воевал здесь, говорят, что ничего страшнее, тра¬гичнее не видели, что на плацдарме полегло более 100 тыс. воинов. По другим данным, вдвое больше. Точнее уже никто не скажет...
Но ветераны видят и другое. Свежие раскопы, полуистлевшие кости — это работа «черных сле¬допытов» — искателей оружия, зо¬лота. Тайком, по ночам, они роются в земле,бесцеремонно выбрасывая останки солдат. И некому остано¬вить варваров!
Потрясение, боль, стыд довелось испытать и нам, участникам экс¬педиции, работавшей у Невского пятачка. Здесь мы по-настоящему осознали значимость и необходи¬мость работ нашего сосновобор-ского клуба аквалангистов «Кат¬ран», которые мы ведем в союзе с воронежским клубом «Риф» и другими объединениями подводных поисковиков.
Хорошие отношения сложились у нас и с экипажем кронштадтско¬го водолазного катера, которым ко¬мандует старший мичман В. Н. Чай¬кин. Мы вместе с военными моря¬ка-ми искали в Копорском заливе эсминцы «Гавриил», «Константин» и «Свобода», погибшие там в 1919 году, участвовали в совет¬ско-польской экспедиции в Выборг¬ский залив и нашли броненосец «Гангут», работали в июле 1989 го¬да под Одессой, обследуя суда, по¬гибшие в годы войны (см. «ТМ» № 1 за 1990 год). Тогда вместе с «рифовцами» задумали провести подводные изыскания у Невского пятачка.
В конце июля 1989 года на месте одной из переправ погрузились воронежец А. Бураков и опытный водолаз и минер В. Чайкин, рас¬считывая найти затонувшую бар¬жу. Течение снесло разведчиков, и они увидели в мутной воде танк.
Каким же образом он попал на дно? Первые отряды 115-й стрелковой дивизии форсировали реку в ночь на 20 сентября 1941 года, чтобы с захваченного плацдарма наступать на Мгу. Чтобы сломить сопротивление противника, требовались танки и артиллерия. До середины октября на плотах и небольших понтонах переправили несколько танков, тяжелые пошли на плацдарм позже, когда сюда доставили мощные понтоны и устроили ледовую переправу. «Наш» танк, видимо, погрузили на понтон в октябрьскую ночь в районе бывшего бумажного комбината, где пологий берег позволял выкатывать на причал боевую технику, но переправить его не удалось — слишком сильным был артиллерийский огонь противника.
И вот наши катера идут из Соснового Бора на Кронштадт, минуют Ленинград и через сутки оказываются у Невской Дубровки. Видим катер Чайкина и в 30 м от берега буек над затонувшим танком. До войны здесь были села Анненское, Арбузове, поселок Московская Дубровка. До войны...
Погружаюсь с руководителем экспедиции и председателем клуба «Катран» В. Большаковым. По тросу, закрепленному за гусеницу, спускаемся к танку, Володя включает фонарь, и его луч выхватывает ржавую броню, вздернутый ствол пулемета, открытый люк. Что там, в машине, документы, оружие, останки танкистов?
Танк двухбашенный. Под водой - при видимости от силы метр — трудно разобраться в конструкции, но вроде бы ясно — найден редкий образец бронетанковой техники. Мы дважды обходим танк. Как же поднять его?
Собрали «военный совет». По рукам ходит справочник «Танки», вот и прототип нашей находки — английский, фирмы «Виккерс», с 15-мм броней и двумя башнями с пулеметами. Под обозначением Т-26 его выпускали и у нас, в том числе на Обуховском заводе, ныне «Большевик». Всего произвели до 11 тыс. таких машин в 23 модификациях - своего рода рекорд, но в Музее бронетанковой техники нам сообщили, что ни одного Т-26 первой серии не сохранилось.
На месте гибели танка сильное течение, рядом оживленный фарватер, не балует нас и погода. Вести подводные работы в таких условиях и сложно, и опасно.
Мы задумали пристропить к танку четыре резиновых понтона подъемной силой по 5 т, продуть их и поднять сразу всю связку. Тут пригодился опыт «Рифа» — водолазы С. Логачев, А. Бураков, аквалангисты А. Мовчан и А. Швецов участвовали в подобных операциях. Но основную нагрузку взяли на себя военные водолазы — почти три часа трудились Д. Юрченко и П. Безворитный, а уж следом за ними пошли «катрановцы» С. Брагин, А. Фоменко, Г. Борисов, причем действовали вместе с «рифов-цами» парами и тройками.
Пока одни трудились у танка, другие на нашем катере «Виктория» обследовали места переправ. Находили мины, саперные лопатки, обоймы, автоматные .диски. Вроде бы нащупали место, где в годы войны затонула тридцатьчетверка, но время и погода не позволили нам проверить эту версию.
Но вот наступили решающие часы. Поочередно продуваются понтоны, они приподнимаются над танком, еще немного, и подъемная сила в 20 т вырвет его из песчаного плена, но... сухо рванул воздух из кормового понтона, лопнули стропы, и Т-26 вновь опустился на дно. Пришлось начинать все заново.
Мы решили провести танк на понтонах по фарватеру к пологому берегу, подтянуть к урезу воды, а там прибегнуть к помощи тягача. Подходящее место было рядом — коса с удобным подъездом от шоссе, но в наши планы вмешалась река, сорвав с якорей связку понтонов и катера, их понесло, и тут к нам ринулся буксир-плотовод, подал трос и отвел флотилию к берегу. Спасибо!
Мы обратились к начальнику Павловского лесотарного цеха А. Курзановой и сразу получили трактор-трелевщик, который немного пододвинул танк к берегу, на большее не хватило мощности. Неожиданно подоспела помощь.
Водители ленинградского «Спец-автотранса» Ю. Васильев, О. Кочевой и Н. Сузи по пути в Ленинград остановились отдохнуть. Увидев наши мучения, они завели лебедку одного из своих мощных тягачей на танк и вытянули его. Так боевая машина, отправившаяся в бой с правого берега, завершила переправу спустя почти полвека.
Как ни хотелось осмотреть находку, пришлось уступить место специалистам группы разоружения О. Федорову и А. Евдошенко. Вычерпав из башен ил, они обнаружили в танке неразорвавшуюся мину, ящик с гранатами, полсотни пулеметных дисков. А потом мы несколько часов очищали Т-26.
Однажды кому-то показалось, что под наносами останки человека. Нет, при переправе людей в боевой машине не было. Судя по пробоине, вражеский снаряд попал в правую башню и разорвался внутри — мы видели искореженные осколками пулеметные диски, иссеченные личные вещи танкистов. На пробитом котелке прочитали вырезанное «Нарож.С.»...
Все ждали чего-то, способного пролить свет на события почти полувековой давности. Поэтому появление размокшего планшета сразу стало «находкой номер один», но вскрывать его без специальной обработки не рискнули, передали воронежцам, имевшим дело с документацией военных лет. Увы, как сообщили они потом, в нем были инструкции, конспекты по тактике — ни фамилий, ни номера танка.
Наконец пришел заказанный нами армейский тягач. Шел проливной дождь, крутой спуск от шоссе к урезу воды раскис, мощная машина то и дело буксовала. И вновь нас выручили те, кто живет у Невского пятачка. Начальник Кировского леспромхоза Н. Калугин прислал трелевочник и трейлер, руководители ПМО «Невская Дубровка» — автокран «Като», и в конце концов танк водрузили на трейлер и отправили в одну из воинских частей восстанавливать, чтобы потом передать в Музей обороны Ленинграда.
Аквалангисты и военные водолазы осматривают поднятый из Невы танк. Во флотской пилотке — орденоносец, старший мичман В. Чайкин, участник, нескольких поисковых экспедиций.
Фото автора.