По материалам книги «По другую сторону войны» Вилли Хейнс, Александр Пересвет.
В германской системе штрафных подразделений разобраться трудно. Уж очень навороченная была эта система. У нас - проще: офицеры - в штрафбат, солдаты - в штраф-роту. Соответственно, штрафбаты - на сложные участки, где не только трудно и опасно, но еще и с умом воевать надо, чего не всегда добьешься от обычных полевых частей. Штрафроты - для прорыва, пролома тяжелых участков обороны противника, где опять-таки есть риск, что полевые войска залягут и задачи не выполнят. Упрощенно, конечно, но примерно так. У немцев же штрафники делились как бы на официальные и неофициальные части. И, в общем, аналогии с нашими - тут почти нет. Прежде всего, штрафные части вермахта вообще берут свое начало из странной смеси дисбата, учебки и альтернативной службы. Созданные в 1936 году, эти так называемые «Особые подразделения» (Sonderabteilungen (Sdr.Abt.)) предназначались не для штрафных, а для «воспитательных» целей: сюда посылались как те, кому военную обязанность по тем или иным причинам меняли на «место службы, заменяющее военную», так и солдаты, отбывшие срок лишения свободы. В первом случае это тоже были, впрочем, солдаты, «воспитательные или дисциплинарные меры в отношении которых были исчерпаны» по основному месту службы. А далее, вопреки тому, что принято думать о безупречной немецкой организации, на этот фундамент стали «прилепляться» разнообразные и друг от друга независимые строения и флигельки. Когда в 1940 году воюющие солдатские массы вермахта стали и проступки с преступлениями совершать массово, были образованы «Полевые особые подразделения». Это было уже больше похоже на штрафные части, поскольку размещаться полевые зондерабтайлюнген должны были в «зонах непосредственной опасности». Поскольку однако, эти ПОД принадлежали сухопутным войскам, то авиация создала свои аналогичные подразделения, а флот свои, откуда, впрочем, прикомандировывал проштрафившихся все равно к сухопутным «особым подразделениям». К этому непростому штрафному сооружению сбоку прилепили еще одно «строение» - так называемые «испытательные части». Именно они получили литеру 500-х батальонов (500, 540, 550, 560, 561). Кстати. 561 батальон очень жестоко дрался в России, под Ленинградом на Синявинских высотах, давшихся нам крайне дорогой ценой. Вот они больше всего и походили на наши штрафроты и батальоны - были вооружены, посылались на фронт. Однако забавно, что как раз немцы отрицали штрафной характер таких соединений. Для них это - именно «испытательные» части, отличающиеся от частей «особого назначения». Хотя посылали в них все равно тех же солдат и офицеров, которым грозила тюрьма или лагерь. Просто командир или суд соблаговолили изменить форму наказания. Как водится, жизнь внесла свои коррективы в нелепо закрученные германские схемы. В конце концов, в «испытательные» батальоны стали зачислять за относительно не тяжелые преступления, позволяющие рассчитывать на амнистию или, как писалось в директиве Гитлера от 2 aпреля 1942 года, «оправдать себя на фронте, чтобы мочь заслужит амнистию». Впрочем, и еще раз приходится говорить о нелогичности немецкого военно-штрафного «производства» - в 500 батальоны направлялись и солдаты, осужденные на смерть, - то есть никак не подходящие под категорию совершивших нетяжкие преступления... Зачисляли сюда и солдат, и офицеров, а подчас и гражданских - по приговору гражданского же суда, но, естественно, по согласованию с Главным командованием сухопутных войск. Здесь, как говорят немецкие свидетели, бойцы «испытывались» в самом прямом смысле слова. Более 80 тысяч человек прошли через «пятисотые» батальоны, и потери в них были, как и в наших, экстремально велики. Эти части посылали на самые опасные участки фронта, где они должны были «драться, как львы», а подчас и... работать в качестве заградотрядов, находясь на позициях в тылах у неустойчивых войск и отстреливая «трусов»! Что ж, тоже по-своему «реабилитация»... Тем более парадоксальная, что в «батальоны 500» отправляли и осужденных дезертиров. 500-е или их аналоги существовали во всех германских родах войск - сухопутных, воздушных, военно-морских и СС. Именно штрафники СС использовались в борьбе с партизанами, прославившись своей жестокостью, потому, видимо, многие сочли необходимым отмежеваться от них. Кроме этих батальонов, немцы 1 октября 1942 года также создали так называемые «формации солдат второго класса» - 999-е батальоны и испытательные заведения Организации Тодта. Последние можно назвать военными каторгами, поскольку Организация Тодта ведала, в основном, военным и оборонительным строительством. Сюда попадали те, кого признавали wehrunwurdig – «недостойными носить оружие». Попавших сюда военнослужащих лишали выслуги, званий и наград. А попадали во «второй класс» те, кто совершал серьезные уголовные преступления, отказывался от выполнения приказа, бил вышестоящих командиров или вовсе был замечен в активном сопротивлении нацистскому режиму. Сюда же попадали и те, кто не «исправлялся» в 500-х батальонах или вовсе совершал в них новое преступление. В этом смысле такие части нередко и именуют немецкими штраф ными батальонами. В этих подразделениях, как правило, о реабилитации или амнистии речь не шла. Но и здесь жизнь внесла поправки в нелепую немецкую схему. В условиях военного времени сначала по приказу фюрера бойцы 999-х батальонов все-таки были названы «ограниченно пригодными носить оружие» - как заявил сам Гитлер, нечего плодить тех, кто за счет совершения преступлений надеется избежать этой войны. Затем эти части преобразовали в «крепостные пехотные», а еще позже - частично в штурмовые и даже просто - в пехотные. Но в основном из них получились соединения береговой обороны, которые большей частью использовались на театрах военных действий в Средиземноморье. Впрочем, некоторые были использованы во Фландрии, а также в России на южном участке фронта. В некотором смысле здесь можно говорить о политике - в батальоны 999 набирали людей даже из концлагерей, в том числе и идейных противников национал-социализма, в том числе коммунистов, а потому эти части нередко считались политически неблагонадежными. Скорее всего, такими они и были, ибо, по некоторым данным, «политики» в них составляли до трети личного состава, и в Германии до сих пор связывают 999-е и антифашистское сопротивление. Впрочем, преувеличивать это сопротивление не стоит - антифашисты и коммунисты служили, например, и в созданной специально для борьбы с партизанами и лишь позднее ставшей местом ссылки для «999-го» контингента штурмовой бригаде СС «Дирлевангер», которая довольно жутко показала себя в Белоруссии и при подавлении Варшавского восстания. Некоторые немецкие коммунисты из подобных штрафных подразделений не нашли сочувствия даже в советском плену, а то и попросту были расстреляны, как эсэсовцы. Считается, что через 999-е батальоны прошло примерно 30 тысяч человек. С сентября 1944 года эти части стали расформировываться, а их личный состав рассортировали по обычным частям, - за исключением тех, кого отправили в концлагеря, сочтя «неисправимыми» или неблагонадежными. Впрочем, есть сведения, что часть этих батальонов просуществовала до конца войны. А вот третьим видом штрафных частей - тем самым неофициальным - были полевые штрафные подразделения -Feldstrafgefangenabteilungen (FstrGAbt). Они комплектовались непосредственно в зоне боевых действий из числа военнослужащих, совершивших преступления и проступки. Если быть строгим, то эти части не были отдельным видом штрафников. Собственно, сюда попадали те, по которым фронтовое командование (они находились в корпусном подчинении) по тем или иным причинам отказывалось от официальных формальностей для отправки солдат в официальные же штрафные подразделения Скорее всего, неформально все зависело все же от тяжести совершенных проступков и от понятного желании командиров иметь «собственных» штрафников. Точнее, иметь собственные «расходные» подразделения, которые можно было бы направлять на сложные инженерные работы - минирование-разминирование непосредственно в боевых условиях, когда жалко профессиональных саперов, - на штурмовые задачи, на разведки боем и рейды по тылам противника. Ну и, прежде всего, надо полагать, - на прикрытие отходящих частей. На то прикрытие, которое должно было полечь само, но задержать наступающего врага.
|