Не обошлось и без латышей! Я любитель везде их найти!
Основным вооружением зенитного бронеавтомобиля «Пирлесс» являлась 40-мм автоматическая пушка Vickers QF Mark II, представлявшая собой, по сути, сильно увеличенный пулемёт. Практическая скорострельность орудия достигала 90 выстрелов в минуту, питание обеспечивалось при помощи брезентовых снарядных лент. Из-за характерного звука, издаваемого при стрельбе, пушка широко известна в мире под неофициальным именем «Пом-пом». Масса артсистемы составляла около 720 кг. Пушка монтировалась в грузовом отделении автомобиля на тумбовой установке, допускавшей горизонтальное наведение в секторе 360° и вертикальное — в секторе от −5° до +80°. Вспомогательным вооружением бронеавтомобиля являлся 7,7-мм пулемёт «Льюис», перевозившийся в укладке в боевом отделении бронеавтомобиля и предназначавшийся для самообороны машины в бою (введены перед отправкой машин на фронт). Так вот Зенитный бронеавтомобиль «Пирлесс» под наименованием «Броневик № 3» в феврале — мае 1918 года участвовал в походе Яссы — Дон в составе Отряда полковника М. Г. Дроздовского. После соединения Отряда с Добровольческой армией «Броневик № 3» вошёл в её состав как первый броневик Добровольческой армии. На Дону «Броневик № 3» получил наименование «Верный».
Броневик «Верный» с июня 1918 года участвовал во Втором Кубанском походе Добровольческой армии. Входил в состав 1-го броневого отряда, затем — 3-го броневого отряда, а с октября — 3-го бронеавтомобильного генерала Дроздовского.
Броневик был уничтожен осенью 1919 года под Суджей Курской губернии.
Добравшись до штаба Добровольческой армии в станице Мечетинской, капитан Нилов получил приказание выдвинуться с броневиком на центральную улицу станицы, так как генерал Алексеев захотел посмотреть «Верный».
''Из небольшой казачьей избы, в сопровождении генералов Деникина и Романовского, вышел генерал Алексеев. Он приветливо поздоровался с капитаном Ниловым, подошел к броневику и постучал пальцем по броне.
— Ну, Антон Иванович, — обратился генерал Алексеев к генералу Деникину, — теперь вы можете гордиться, и у вас технические войска завелись.
— Какая у вас команда? — спросил генерал Алексеев капитана Нилова.
— Офицерская, Ваше Превосходительство, только шофер — солдат, — ответил капитан Нилов.
—
Да, латыш. Я слышал о нем от полковника Дроздовского.''
«Верный» весил 300 пудов и мог двигаться со скоростью до 45 верст в час. Чтобы завести его, надо было из него выйти и крутить ручку, так как батарейного стартера у него не было. Команда его была следующая: командир — капитан Сергей Родионович Нилов, бывший командир батареи 61-й артиллерийской бригады; пулеметчики: штабс-капитан Антипов, поручик Бочковский, подпоручик Муромцев, прапорщик Шатагин и унтер-офицер Кобенин; шофер —
унтер-офицер Генрих Хораб, по национальности — латыш, его помощник — прапорщик Гребенщиков. Хораб был шофером «Верного» с первых дней, когда броневик пошел в состав Российской армии, и ездил в Англию за ним.